Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности Путешествие в мир прекрасного 3-8 лет 2024-2025

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 178
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
30.08.2024г.
Протокол № 01
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:
заведующий
____________ М.В. Шарма
30.08.2024г.
Приказ №75 от «30» августа 2024г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРЕКРАСНОГО»
возраст обучающихся 3-8 лет
(срок реализации – 4 года)

Арсентьева Фаина Валерьевна
педагог дополнительного образования

Екатеринбург 2024

Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ ...................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ........................................................................................................3
1.2. Планируемые результаты освоения программы ............................................................... 5
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ............................................................................................ 9
2.1. Принципы работы ................................................................................................................9
2.2. Формы работы с детьми.....................................................................................................10
2.3. Содержание программы.....................................................................................................11
2.3.1. Содержание программы 1 год обучения (3-4 года)...................................................... 11
2.3.2. Содержание программы 2 год обучения (4-5лет) ........................................................ 12
2.3.3. Содержание программы 3 год обучения (5-6 лет) ....................................................... 14
2.3.4. Содержание программы 4 года обучения (6-8 лет) ...................................................... 16
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ..................................................................................... 17
3.1. Режим занятий: ................................................................................................................... 17
3.2. Учебный план ..................................................................................................................... 18
3.2.1. Учебный план 1 года обучения (3-4 года) ....................................................................18
3.2.2. Учебный план 2 года обучения (4-5лет) .......................................................................18
3.2.3. Учебный план 3 год обучения (5-6 лет) ........................................................................19
3.2.4. Учебный план 4 года обучения (6-8 лет) ......................................................................19
3.4. Материально-техническое обеспечение ..........................................................................20
3.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ................................................................................... 20
3.5.1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ...............................................................................20
3.5.2. ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. ...................... 21
Приложение 1 Примерные планы занятий .............................................................................22

2

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех
высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего,
гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на
эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид
познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького
ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной
ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем
утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на
развитие эстетического отношения детей к действительности.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может
жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству,
уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно
и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе
художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность –
это достояние всего общества.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний
эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой
деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и
эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок
формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы,
ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки:
координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности
обеспечивает

детям

радость

творчества

и

их

всестороннее

развитие

(эстетическое,

интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать
задачи подготовки детей к школе.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно –
творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных,
печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое
настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Развитию творческих способностей дошкольника уделяется достаточное внимание в таких
комплексных программах, как: «Детство», «Радуга», «Развитие» и др. авторы программ нового
3

поколения предлагают, через раздел художественно – эстетического воспитания, знакомить детей
с традиционными способами рисования. Развивая, таким образом, творческие способности
ребенка.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках
задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания
и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика
изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную
нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их
возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую
ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои
фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт
работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогамипрактиками, можно сделать вывод о возможности применения нетрадиционных приемов
изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и
творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные
сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является
универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как
взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они
открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению
в целом.
Программа разработана и составлена на основании директивных и нормативно-правовых
документов, регулирующих деятельность учреждений всех типов, реализующих программы
дополнительного образования:


Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации

«Об образовании в Российской Федерации»;

организации

Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка
и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N30468);


СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению

безопасности и/или безвредности для человека факторов среды обитания"
Цель программы - сформировать у ребёнка целостное и многогранное представление об
окружающем мире в процессе работы над художественными образами с использованием
различных технологий.
Основные задачи:
4

1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях
искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественнообразной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта
(эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание
художественно-эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии (носителем и
выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная
категория);

интерпретация

художественного

образа

и

содержания,

заключенного

в

художественную форму.
5. Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской
деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса.
Адресаты программы: дети в возрасте от 3 до 8 лет.
Срок реализации программы: 4 года.

1.2. Планируемые результаты освоения программы
1 год обучения (3-4 года)
- у ребенка сформированы способы зрительного и тактильного обследования различных
объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета,
фактуры.
- ребенок знаком с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семѐновской,
богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщѐнной трактовки
художественных образов.
- ребенок умеет находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их
изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».
Ребенок умеет наблюдать за природой с целью уточнения представлений детей о внешнем
виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
(«Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжѐлые
тучи», «Весѐлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах»
и т.д.).
- ребенок умеет видеть цельный художественный образ в единстве изобразительновыразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение
анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художественный объект
нерасчленѐнно, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов);
5

- ребенок самостоятельно выбирает способы изображения при создании выразительных
образов, используя для этого освоенные технические приемы; развивать восприятие детей,
формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать
условия для их активного познания и на этой основе учить детей;
- ребенок умеет отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами;
- сопровождает движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например,
«Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);
- рисует карандашами и фломастерами – проводит линии (вертикальные, горизонтальные,
волнистые, кривые) и замыкает их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым
выразительные образы;
- знаком с красками, сформированы навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и
промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и
раскрашивать замкнутые формы); создают одно-, двух- и многоцветные выразительные образы; переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.
2 год обучения (4-5 лет)

- ребенок обращает внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве,
природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные
сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда,
одежда, игрушки, книги и т.п.);
- умеет замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать,
из каких деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных
сторон один и тот же объект;
- ребенок воплощает в художественной форме свои представления, переживания, чувства,
мысли; улучшает личностное творческое начало;
- ребенок передает характерные особенности изображаемых объектов (городской дом
высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный);
- ребенок знаком с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным расположением
изображения на листе бумаги;
- у ребенка развиваются способности передавать одну и ту же форму или образ в разных
техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке);
- ребенок умеет сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика,
живопись), (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»);
- проявляет уважение к художественным интересам и работам других детей, бережно
относиться к результатам творческой деятельности;
- ребенок свободно, самостоятельно, разнопланово экспериментирует с художественными
материалами, изобразительными техниками. Создает простые сюжеты, передавая основные
6

признаки изображаемых объектов: их структуру и цвет, координирует движения рисующей руки
(широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для
прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров); варьирует формы, создавать
многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
3 года обучения (5-6 лет)
- дети знакомы с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и
декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений,
формирования эстетических чувств и оценок;
- ребенок обращает внимание на образную выразительность разных объектов в искусстве,
природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками народных умельцев, архитектурные
сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда,
одежда, игрушки, книги и т.п.);
- замечает общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор;
- умеет показывать, из каких деталей складываются многофигурные композиции, как поразному выглядит с разных сторон один и тот же объект;
- ребенок воплощает в художественной форме свои представления, переживания, чувства,
мысли; улучшает личностное творческое начало;
- умеет грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес, водоём, пустыню,
соответствующими обитателями, на лугу изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду
- розы, астры, тюльпаны);
- передает характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных
из наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в
детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень
и бородка); отражает в своих работах обобщенные представления о цикличности изменений в
природе (пейзажи в разное время года);
- совершенствует изобразительные умения во всех видах художественной деятельности;
- продолжает учиться передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки,
пропорции и взаимное размещение частей;
- передает несложные движения (птичка летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к
мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение тела или
его частей (приподнятые крылья, поднятые или расставленные в стороны руки; согнутые в коленях
ноги); при создании сюжета может передавать несложные смысловые связи между объектами,
старается показать пространственные взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху,
внизу), используя для ориентира линию горизонта;
- самостоятельно сочетает знакомые техники, осваивает новые, по собственной инициативе
объединять разные способы изображения;

7

- имеет представления о художественных ремеслах (резьба и роспись по дереву, гончарное
дело, ткачество, ковроделие и т.п.), знания о том, какими материалами и инструментами
пользуются мастера;
- совершенствует технику рисования гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы
получать новые цвета и оттенки, легко и уверенно пользоваться кистью;
- умело проводит линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создает
элементы узора всем ворсом кисти или концом);
- учится рисовать акварельными красками; умеет показать возможность цветового решения
одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков.
4 год обучения (6-8 лет)
- ребенок знаком с произведениями разных видов искусства (живопись, графика, народное и
декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения зрительных впечатлений и
формирования эстетического отношения к окружающему миру;
- дети знают, чем отличаются одни произведения искусства от других как по тематике, так и
по средствам выразительности; называют, к каким видам и жанрам изобразительного искусства
они относятся, обсуждают их содержание;
- ребенок видит в окружающем мире красивые предметы и явления, показывает уже
знакомые и новые произведения искусства, рассказывает о замысле и творческих поисках
художника при создании произведения, о том, какими художественными средствами передается
настроение людей и состояние природы;
- ребенок умеет различать реальный и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях

изобразительного и декоративно-прикладного искусства, переносит это понимание в собственную
художественную деятельность.
- ребенок самостоятельно выбирает художественный образ, сюжет композиции, а также
материалы, инструменты, способы и приёмы реализации замысла;
- ребенок самостоятельно определяет замысел и сохраняет его на протяжении всей работы,
передает впечатления об окружающем, отражает свои эстетические чувства и отношения, передает
доступными выразительными средствами настроение и характер образа (грустный человек или
весёлый сказочный персонаж, добрый или злой и т.д.);
- у ребенка совершенствуются специфические умения во всех видах изобразительной
деятельности: изображает объекты реального и фантазийного мира с натуры или по
представлению, точно передавая строение (форму), пропорции, взаимное размещение частей,
характерные признаки;
- передает достаточно сложные движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень
мчится, запрокинув голову, танцующая девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку
с платочком подняла вверх), создает сюжеты разного масштаба с различной степенью
конкретизации содержания;
8

- у ребенка развиваются композиционные умения: размещает объекты в соответствии с
особенностями их формы, величины, протяжённости, создает композицию в зависимости от
сюжета - располагает объекты на узком или широком пространстве земли (неба), обозначив линию
горизонта, изменяет форму и взаимное размещение объектов в соответствии с их сюжетными
действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга), изображает более
близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделяет в композиции главное - основные
действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учиться планированию - эскиз, набросок,
композиционная схема;
- ребенок умеет координировать движения рук в соответствии с характером создаваемого
образа (плавные движения при создании пластичного образа из глины, широкие движения кистью
в коллективной композиции);
- у ребенка совершенствуется техника рисования гуашевыми и акварельными красками
(свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и
оттенков).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Принципы работы
Общепедагогические

принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного

пространства.


принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального

эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;


принцип сезонности: построение

и/или

корректировка

познавательного

содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в
данный момент времени;


принцип систематичности

и

последовательности: постановка

и/или

корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к
сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;


принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с

постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;


принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;



принцип развивающего характера художественного образования;



принцип природосообразности: постановка

и/или

корректировка

задач

художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей -возрастных особенностей
и индивидуальных способностей;


принцип интереса: построение и/или корректировка программы с опорой на

интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом.
9

Специфические

принципы, обусловленные

особенностями

художественно-

эстетической деятельности:


принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;



принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной

деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;


принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской

активности;


принцип интеграции различных

видов

изобразительного

искусства

и

художественной деятельности;


принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание

человека думающего, чувствующего, созидающего, рефлектирующего);


принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;



принцип организации тематического пространства (информационного

поля)

-

основы для развития образных представлений;


принцип взаимосвязи обобщённых представлений и

обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного
образа;


принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования

и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

2.2. Формы работы с детьми
Выделяются три основные формы совместной деятельности детей: «совместно –
индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».
а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности
вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа
каждого становится частью общей композиции.
Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в
зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше
он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.
Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка,
а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной
формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную
творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной
работы.
б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда
результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов
предыдущего и последующего участников.
10

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками
одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.
А также предполагается использовать такие формы работы, как:


конкурсы;



беседы;



совместные мероприятия с родителями;

2.3. Содержание программы
2.3.1. Содержание программы 1 год обучения (3-4 года)
Раздел

I.

Вводное

занятие:

диагностировать

сформированность

специфических

способностей детей к изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Раздел II. Домашние животные: познакомить детей с различными способами и техниками
изображения домашних животных (кошка, собака, овца) в изобразительной и конструктивномодельной деятельности. Формировать способы зрительного и тактильного обследования
различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций,
цвета, фактуры.
Раздел III. Птицы: уточнить особенности строения тела птиц, названия частей тела,
пропорциональные соотношения частей тела, познакомить детей с различными способами и
техниками изображения некоторых птиц (сова, воробей, петух) в изобразительной и
конструктивно-модельной деятельности. Учить детей видеть цельный художественный образ в
единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой
трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать
художественный объект нерасчлененной, в гармоничном единстве всех составляющих
компонентов).
Раздел IV.

Транспорт: уточнить особенности строения различных видов транспорта

(автомобиль, самолет. танк), познакомить детей с различными способами и техниками в
изобразительной

и

конструктивно-модельной

деятельности.

Создавать

условия

для

самостоятельного освоения детьми способов и приемов изображения знакомых предметов на
основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма,
ритм, динамика) в их единстве.
Раздел V. Подводный мир: способствовать расширению знаний детей о многообразии
подводного мира, учить изображать подводный мир в различных изобразительных техниках, а
также в конструктивно-модельной деятельности. Побуждать детей самостоятельно выбирать
способы изображения при создании выразительных образов, используя для этого освоенные
технические приемы; развивать восприятие детей, формировать представление о предметах и
явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой
основе учить детей.
11

Раздел VI. Насекомые: способствовать стимуляции интерес детей к изучению
изображаемого, учить изображать в различных изобразительных техниках, а также в
конструктивно-модельной деятельности некоторых насекомых (гусеница, бабочка, стрекоза).
Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими
и живописными средствами.
Раздел VII. Животные жарких стран: способствовать стимуляции интерес детей к
изучению изображаемого, учить изображать в различных изобразительных техниках, а также в
конструктивно-модельной деятельности некоторых насекомых (гусеница, бабочка, стрекоза).
Сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например,
«Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке - топ-топ-топ!»);
Раздел VIII. Животные леса: учить детей изображать животных леса (лиса, заяц)
различными способами и техниками в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Учить смешивать цвета и получать светлые оттенки. Продолжать учить рисовать карандашами и
фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать
их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы.
Раздел IX. Цветы: учить детей изображать цветы (ромашка, колокольчик, тюльпан)
различными способами и техниками в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Учить выделять характерные признаки изображаемого. Продолжать знакомить детей с красками
и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на
ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить
создавать одно-, двух- и многоцветные выразительные образы.
Раздел X. Мир вокруг: учить детей изображать предметы окружающего мира различными
способами и техниками в изобразительной, а также путем переосмысления имеющейся формы в
конструктивно-модельной деятельности. Переводить детей от рисования-подражания к
самостоятельному творчеству.
Раздел XI. Итоговое занятие: диагностика уровня сформированности специальных
способностей

к

изобразительной

и

конструктивно-модельной

деятельности

путем

самостоятельного выбора материалов и техник для передачи заранее определенного замысла.

2.3.2. Содержание программы 2 год обучения (4-5лет)
Раздел I. Вводное занятие: диагностика сформированности специфических способностей
детей к изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Раздел II. Домашние животные: познакомить детей с различными способами и техниками
изображения домашних животных в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Поддерживать интерес детей к народному и декоративному искусству (дымковская,
филимоновская, богородская игрушка, семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить

12

с произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись, натюрморт, книжная
графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
Раздел III. Птицы: уточнить особенности строения тела птиц, названия частей тела,
пропорциональные соотношения частей тела, познакомить детей с различными способами и
техниками изображения некоторых птиц (сова, воробей, петух) в изобразительной и
конструктивно-модельной деятельности. Обращать внимание детей на образную выразительность
разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками
народных

умельцев,

архитектурные

сооружения,

природные

ландшафты,

специально

оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие
очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются
многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
Раздел IV.

Транспорт: уточнить особенности строения различных видов транспорта

(автомобиль, самолет. танк), познакомить детей с различными способами и техниками
изображения в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности. Поощрять детей
воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;
поддерживать личностное творческое начало.
Раздел V. Подводный мир: способствовать расширению знаний детей о многообразии
подводного мира, учить изображать подводный мир в различных изобразительных техниках, а
также в конструктивно-модельной деятельности. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами
композиций и разным расположением изображения на листе бумаги.
Раздел VI. Насекомые: способствовать стимуляции интерес детей к изучению
изображаемого, учить изображать в различных изобразительных техниках, а также в
конструктивно-модельной деятельности некоторых насекомых (гусеница, бабочка, стрекоза).
Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика, живопись),
Раздел VII. Животные жарких стран: способствовать стимуляции интерес детей к
изучению изображаемого, учить изображать в различных изобразительных техниках, а также в
конструктивно-модельной деятельности. Проявлять уважение к художественным интересам и
работам ребенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
Раздел VIII. Животные леса: учить детей изображать животных леса (лиса, заяц)
различными способами и техниками в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Учить смешивать цвета и получать светлые оттенки. Создавать условия для самостоятельного
художественного творчества.
Раздел IX. Цветы: учить детей изображать цветы (ромашка, колокольчик, тюльпан)
различными способами и техниками в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Учить выделять характерные признаки изображаемого. Создавать условия для свободного,
самостоятельного, разнопланового экспериментирования с художественными материалами,

13

изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по представлению образы и
простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет.
Раздел X. Мир вокруг: учить детей изображать предметы окружающего мира различными
способами и техниками в изобразительной, а также путем переосмысления имеющейся формы в
конструктивно-модельной деятельности. Помогать воспринимать и более точно передавать форму
объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие
движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие - для
прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров); варьировать формы, создавать
многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
Раздел XI. Итоговое занятие: диагностика уровня сформированности специальных
способностей

к

изобразительной

и

конструктивно-модельной

деятельности

путем

самостоятельного выбора материалов и техник для передачи заранее определенного замысла.

2.3.3. Содержание программы 3 год обучения (5-6 лет)
Раздел I. Вводное занятие: диагностика сформированности специфических способностей
детей к изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Раздел II. Домашние животные: познакомить детей с различными способами и техниками
изображения домашних животных (кошка, собака, овца) в изобразительной и конструктивномодельной деятельности. Знакомить детей с произведениями разных видов искусства (живопись,
графика, народное и декоративно-прикладное искусство, архитектура) для обогащения
зрительных впечатлений, формирования эстетических чувств и оценок.
Раздел III. Птицы: уточнить особенности строения тела птиц, названия частей тела,
пропорциональные соотношения частей тела, познакомить детей с различными способами и
техниками изображения некоторых птиц (сова, воробей, петух) в изобразительной и
конструктивно-модельной деятельности. Обращать внимание детей на образную выразительность
разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками
народных

умельцев,

архитектурные

сооружения,

природные

ландшафты,

специально

оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие
очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких деталей складываются
многофигурные композиции, как по-разному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
Раздел IV.

Транспорт: уточнить особенности строения различных видов транспорта

(автомобиль, самолет. танк), познакомить детей с различными способами и техниками
изображения в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности. Поощрять детей
воплощать в художественной форме свои представления, переживания, чувства, мысли;
поддерживать личностное творческое начало.
Раздел V. Подводный мир: способствовать расширению знаний детей о многообразии
подводного мира, учить изображать подводный мир в различных изобразительных техниках, а
также в конструктивно-модельной деятельности. Обогащать содержание изобразительной
14

деятельности в соответствии с задачами познавательного и социального развития детей старшего
дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о
бытовых, общественных и природных явлениях.
Раздел VI. Насекомые: способствовать стимуляции интерес детей к изучению
изображаемого, учить изображать в различных изобразительных техниках, а также в
конструктивно-модельной деятельности некоторых насекомых (гусеница, бабочка, стрекоза).
Совершенствовать изобразительные умения во всех видах художественной деятельности:
продолжать учить передавать форму изображаемых объектов, их характерные признаки,
пропорции и взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка летит, кукла
пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен бросает мяч рукой или отбивает ногой),
изменяя статичное положение тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или
расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при создании сюжета передавать
несложные смысловые связи между объектами, стараться показать пространственные
взаимоотношения между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира линию
горизонта.
Раздел VII. Животные жарких стран: способствовать стимуляции интерес детей к
изучению изображаемого, учить изображать в различных изобразительных техниках, а также в
конструктивно-модельной деятельности.
Раздел VIII. Животные леса: учить детей изображать животных леса (лиса, заяц)
различными способами и техниками в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Учить смешивать цвета и получать светлые оттенки. Поддерживать желание передавать
характерные признаки объектов и явлений на основе представлений, полученных из наблюдений
или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в детских книгах и
энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный хвост, ярко-красный гребень и бородка);
отражать в своих работах обобщѐнные представления о цикличности изменений в природе
(пейзажи в разное время года).
Раздел IX. Цветы: учить детей изображать цветы (ромашка, колокольчик, тюльпан)
различными способами и техниками в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Учить выделять характерные признаки изображаемого. Учить детей грамотно отбирать
содержание рисунка («населять» лес, водоѐм, пустыню соответствующими обитателями, на лугу
изображать ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
Раздел X. Мир вокруг: учить детей изображать предметы окружающего мира различными
способами и техниками в изобразительной, а также путем переосмысления имеющейся формы в
конструктивно-модельной деятельности. Поддерживать стремление самостоятельно сочетать
знакомые техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе объединять разные
способы изображения.
Раздел XI. Итоговое занятие: диагностика уровня сформированности специальных
15

способностей

к

изобразительной

и

конструктивно-модельной

деятельности

путем

самостоятельного выбора материалов и техник для передачи заранее определенного замысла.

2.3.4. Содержание программы 4 года обучения (6-8 лет)
Раздел I. Вводное занятие: диагностика сформированности специфических способностей
детей к изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Раздел II. Домашние животные: познакомить детей с различными способами и техниками
изображения домашних животных (кошка, собака, овца) в изобразительной и конструктивномодельной деятельности. Показывать детям, чем отличаются одни произведения искусства от
других как по тематике, так и по средствам выразительности; называть, к каким видам и жанрам
изобразительного искусства они относятся, обсуждать их содержание, поощрять индивидуальные
оценки детьми этих произведений; развивать воображение, формировать эстетическое отношение.
Раздел III. Птицы: уточнить особенности строения тела птиц, названия частей тела,
пропорциональные соотношения частей тела, познакомить детей с различными способами и
техниками изображения некоторых птиц (сова, воробей, петух) в изобразительной и
конструктивно-модельной деятельности. Поддерживать стремление детей видеть в окружающем
мире красивые предметы и явления; показывать уже знакомые и новые произведения искусства;
рассказывать о замысле и творческих поисках художника при создании произведения, о том,
какими художественными средствами передается настроение людей и состояние природы.
Раздел IV.

Транспорт: уточнить особенности строения различных видов транспорта

(автомобиль, самолет. танк), познакомить детей с различными способами и техниками
изображения в

изобразительной

систематизировать

и

и

детализировать

конструктивно-модельной
содержание

деятельности.

изобразительной

Расширять,

деятельности

детей;

активизировать выбор сюжетов о семье, жизни в детском саду, а также о бытовых, общественных
и природных явлениях.
Раздел V. Подводный мир: способствовать расширению знаний детей о многообразии
подводного мира, учить изображать подводный мир в различных изобразительных техниках, а
также в конструктивно-модельной деятельности. Помогать детям научиться различать реальный
и фантазийный (выдуманный) мир в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного
искусства; перенести это понимание в собственную художественную деятельность; показать
возможность создания сказочных образов на основе фантазийного преобразования образов
реальных;
Раздел VI. Насекомые: способствовать стимуляции интерес детей к изучению
изображаемого, учить изображать в различных изобразительных техниках, а также в
конструктивно-модельной деятельности некоторых насекомых (гусеница, бабочка, стрекоза).
Инициировать самостоятельный выбор детьми художественных образов, сюжетов композиций, а
также материалов, инструментов, способов и приёмов реализации замысла
Раздел VII. Животные жарких стран: способствовать стимуляции интерес детей к
16

изучению изображаемого, учить изображать в различных изобразительных техниках, а также в
конструктивно-модельной деятельности
Раздел VIII. Животные леса: учить детей изображать животных леса (лиса, заяц)
различными способами и техниками в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Учить смешивать цвета и получать светлые оттенки. Учить ребенка самостоятельно определять
замысел и сохранять его на протяжении всей работы; передавать впечатления об окружающем,
отражая свои эстетические чувства и отношение; передавать доступными выразительными
средствами настроение и характер образа (грустный человек или весёлый сказочный персонаж,
добрый или злой и т.д.).
Раздел IX. Цветы: учить детей изображать цветы (ромашка, колокольчик, тюльпан)
различными способами и техниками в изобразительной и конструктивно-модельной деятельности.
Учить выделять характерные признаки изображаемого. Совершенствовать специфические умения
во всех видах изобразительной деятельности: продолжать учить изображать объекты реального и
фантазийного мира с натуры или по представлению, точно передавая строение (форму),
пропорции, взаимное размещение частей, характерные признаки; передавать достаточно сложные
движения (например, птичка вспорхнула с ветки, олень мчится, запрокинув голову, танцующая
девочка одной рукой придерживает юбочку, а другую руку с платочком подняла вверх); создавать
сюжеты разного масштаба с различной степенью конкретизации содержания.
Раздел X. Мир вокруг: учить детей изображать предметы окружающего мира различными
способами и техниками в изобразительной, а также путем переосмысления имеющейся формы в
конструктивно-модельной деятельности. Развивать композиционные умения: размещать объекты
в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости; создавать композицию в
зависимости от сюжета - располагать объекты на узком или широком пространстве земли (неба),
обозначив линию горизонта; изменять форму и взаимное размещение объектов в соответствии с
их сюжетными действиями (например, туристы поднимаются в горы и держатся друг за друга);
изображать более близкие и далекие предметы, не изменяя их размеры; выделять в композиции
главное - основные действующие лица, предметы, окружающую обстановку; учить планированию
- эскиз, набросок, композиционная схема.
Раздел XI. Итоговое занятие: диагностика уровня сформированности специальных
способностей

к

изобразительной

и

конструктивно-модельной

деятельности

путем

самостоятельного выбора материалов и техник для передачи заранее определенного замысла.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим занятий:


1-й год обучения – 38 занятий; 1 раз в неделю по 15 минут;



2-й год обучения – 38 занятий; 1 раз в неделю по 20 минут;
17



3-й год обучения – 38 занятий; 1 раз в неделю по 25 минут;



4-й год обучения – 72 занятия; 2 раза в неделю по 30 минут.

3.2. Учебный план
3.2.1. Учебный план 1 года обучения (3-4 года)
№ п./п.

Наименование разделов и тем

Общее

Количество часов

количество

Теоретич.

Практич.

занятий
1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Домашние животные

4

1

3

3.

Птицы

4

1

3

4.

Транспорт

4

1

3

5.

Подводный мир

4

1

3

6.

Насекомые

4

1

3

7.

Животные жарких стран

4

1

3

8.

Животные леса.

4

1

3

9.

Цветы

4

1

3

10.

Мир вокруг.

4

1

3

11.

Итоговое занятие

1

0

1

10

28

Итого

38

3.2.2. Учебный план 2 года обучения (4-5лет)
Наименование разделов и тем

Общее

№ п./п.

количество

Количество часов
Теоретич.

Практич.

занятий
1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Домашние животные

4

1

3

3.

Птицы

4

1

3

4.

Транспорт

4

1

3

5.

Подводный мир

4

1

3

6.

Насекомые

4

1

3

7.

Животные жарких стран

4

1

3

8.

Животные леса.

4

1

3

9.

Цветы

4

1

3

10.

Мир вокруг.

4

1

3

18

11.

Итоговое занятие

1
Итого:

38

0

1

10

28

3.2.3. Учебный план 3 год обучения (5-6 лет)
№ п./п.

Наименование разделов и тем

Общее

Количество часов

количество

Теоретич.

Практич.

занятий
1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Домашние животные

4

1

3

3.

Птицы

4

1

3

4.

Транспорт

4

1

3

5.

Подводный мир

4

1

3

6.

Насекомые

4

1

3

7.

Животные жарких стран

4

1

3

8.

Животные леса.

4

1

3

9.

Цветы

4

1

3

10.

Мир вокруг.

4

1

3

11.

Итоговое занятие

1

0

1

Итого:

38

10

28

3.2.4. Учебный план 4 года обучения (6-8 лет)
№ п./п.

Наименование разделов и тем

Общее

Количество часов

количество

Теоретич.

Практич.

занятий
1.

Вводное занятие

1

1

0

2.

Домашние животные

4

1

3

3.

Птицы

4

1

3

4.

Транспорт

4

1

3

5.

Подводный мир

4

1

3

6.

Насекомые

4

1

3

7.

Животные жарких стран

4

1

3

8.

Животные леса.

4

1

3

9.

Цветы

4

1

3

10.

Мир вокруг.

4

1

3

11.

Итоговое занятие

1

0

1

Итого:
19

38

10

28

3.4. Материально-техническое обеспечение


Программы дополнительного образования декоративно-прикладного направления.



Методические

пособия

(рекомендации

к

проведению

занятий в

кружках

декоративно-прикладного направления).


Учебно-наглядные пособия.



Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры, по бисероплетению, по

бумагопластике, по ручной вышивке, мягкой игрушке.


Портреты отечественных и зарубежных художников – на эл.носителе.



Краски акварельные – в наличии.



Краски гуашевые – в наличии.



Бумага А3, А4 – в наличии



Бумага цветная – в наличии.



Восковые мелки – в наличии.



Кисти беличьи № 5 – в наличии.



Кисти щетина № 3 – в наличии.



Емкости для воды – в наличии.



Стеки – в наличии.



Пластилин – в наличии.



Клей – в наличии.



Ножницы – в наличии.



Муляжи фруктов (комплект) – в наличии.



Муляжи овощей (комплект) – в наличии.



Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов – в наличии.



Ткань, бисер, кожа, мех – в наличии.

3.5. Методические материалы
3.5.1. Литература для педагогов
1. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство
«Астрель», 2005.
2. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской
А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 57 лет. – Москва, 2001.
4.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников:
методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М.
20

Просвещение, 2006.
5. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста:
Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998
7. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005.
8. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет:
Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001.
9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика»,
2006. 10. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006.
11. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «МозаикаСинтез»,

2007г.

12. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2009
13. Ветрова Т.Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007.
14. Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
15. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство
«Мозаика-Синтез», 2006г.
16. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под
редакцией М.А.Васильевой.
17. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».

3.5.2. Литература, рекомендуемая для детей и родителей.
1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие.
Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998
2. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с дошкольниками по
изобразительному

искусству.

–

М:

ТЦ

«Сфера»,

2000.

3. . Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004
4.Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри»,
2005. 5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005.
6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.

21

Приложение 1
Примерные планы занятий
Занятие «Мир цвета в природе»
Теория: Понятие о теплых и холодных цветах на примере цветового круга. Теплые и
холодные цвета в произведениях живописи и природных мотивах. Правила изображения
декоративных растений в теплой и холодной гамме. Правила построения композиции.
Соответствие цветовой гаммы фона и изображения.
Практика: Выполнение декоративной композиции «Мир цвета в природе» в выбранной
цветовой гамме.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: натюрморты К. Коровина, М. Сарьяна, А. Матисса, П. Сезанна.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, баночка с водой, ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Мир фантастических деревьев»
Теория: Понятия о контрастах холодных и теплых цветов. Дополнительные цвета,
контрастные по отношению друг к другу: красный — зеленый, голубой — желтый, фиолетовый —
оранжевый. Контрасты холодных и тёплых цветов в произведениях живописи и живой природе.
Практика: Выполнение декоративной композиции «Мир фантастических деревьев» с
использованием знаний о контрастах и дополнительных цветах.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: живопись Н. Рериха, М. Сарьяна, И. Грабаря, В. Ван Гога.
Материалы: бумага, кисти, гуашь, баночка с водой, ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Красивые цепочки»
Теория. Ознакомление с простейшими свойствами гуашевых красок, правилами работы
гуашью.
Практика. Выполнение в декоративной технике гуашью цепочки различного размера,
формы и цвета (например, бусы для мамы).
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: работы обучающихся, посещение детских выставок.
Материалы: лист бумаги, гуашь (красная, синяя); белила, кисти, баночки с водой, палитра,
ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Волшебные краски осеннего дерева»
Теория Свойства акварельных и гуашевых красок, особенности работы с ними. Технология
работы акварельными красками и кистью в определенной последовательности. Ознакомление с
осенним колоритом в произведениях изобразительного искусства и живой осенней природе (цвета
листьев на деревьях: красные, жёлтые, зелёные, багровые, коричневые).
Практика: Выполнение композиции «Волшебные краски осеннего дерева» (или веточку из
осенних листьев разных деревьев: дуба, клёна, берёзы) по памяти и представлению в технике
22

работы акварелью или гуашью.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: работа И. Левитана «Золотая осень», рисунки детей в технике акварели и
гуаши.
Материалы: лист бумаги, гуашь разных цветов, белила, кисти, баночки с водой, палитра,
ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Необыкновенные листья»
Теория: Ознакомление с вариантами изображения декоративного фриза: в технике
монотипии и технике печати при помощи клише. Понятие о монотипии, технология её выполнения
(красочные отпечатки листьев разнообразных растений). Понятие о технике печати с помощью
клише, технология её выполнения. Технология изготовления клише из картофеля или других
овощей.
Практика: Выполнение декоративного фриза на основе растительных мотивов в технике
монотипии или печати с помощью самостоятельно изготовленного клише на цветной бумаге или
на заранее прописанном фоне.
Методическое обеспечение:
Зрительный

ряд: книги

по

декоративно-прикладному

искусству,

произведения

декоративно-прикладного искусства, декоративные платки и шали.
Материалы: бумага (цветная или затонированная), гуашь, кисти; листья разнообразных
растений; клише, вырезанное из картофеля (или других овощей), баночки с водой, палитра,
ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Праздничные краски узоров»
Теория: Знакомство с дымковской игрушкой и её характерными особенностями.
Выделение элементов геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые
линии, клетки, точки-горошины). Ритм, цветовая гамма: на белом фоне алый, синий, зеленый,
оранжевый, черный цвета. Приёмы рисования кистью: всей кистью, концом кисти,
прикладыванием или примакиванием, приемом тычка. Последовательность выполнения росписи.
Практика: Выполнение

элементов

геометрического

узора

дымковской

игрушки

«Праздничные краски узоров».
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: дымковские игрушки (изделия или фотографии, репродукции из
альбомов), плакаты с поэтапным выполнением, мультимедийные материалы.
Материалы: лист бумаги, гуашь (красная, синяя, зеленая, оранжевая, белая, черная), кисти,
баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Наша новогодняя ёлка»
Теория: Обучение правилам рисования с натуры веточки хвойного дерева, точно передавая
ее характерные особенности – форму, величину, расположение игл, цвет, насыщенность оттенков.
23

Обучение умению сравнивать свой рисунок с натурой. Особенности рисования на тему. Методы
выражения в рисунке своих чувств и настроения.
Практика: Рисование с натуры на новогоднюю тему ветки елки или сосны.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: ветки ели и сосны, картины художников с изображением хвойных
деревьев, фотографии.
Музыкальный ряд: слушание песни «Новогодняя» - музыка А.Филиппенко, слова Г.Бойко,
перевод с украинского М.Ивенсен
Материалы: лист бумаги, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для
кистей.
Занятие «Летняя сказка зимой»
Теория: Знакомство с городецкой росписью и историей её развития. Характерные
элементы цветочного узора городецкой росписи (цветы, листья, бутоны), ритм, симметрия.
Особенности цветовой гаммы (на теплом золотисто-желтом фоне красные, розовые, голубые и
синие цветы, темно-зеленые листья). Характерные элементы городецкого растительного узора –
крупный цветок-розан, круглые бутоны, листья. Соблюдение этапов выполнения росписи:
подмалёвок, прорисовка, оживка. Обучение приёмам рисования кистью: всей кистью, концом
кисти, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка.
Практика: Составление узоров с простым чередованием ритма в квадрате по
собственному замыслу (в середине, по углам). Выполнение цветочного городецкого узора «Летняя
сказка зимой» для украшения праздничной салфетки квадратной формы
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: изделия с городецкой росписью, фотографии, плакаты с поэтапным
выполнением росписи, мультимедийные материалы.
Материалы: полоски бумаги (белой или желтого цвета), салфетка из бумаги квадратной
формы размером не менее 15 см х 15 см (бумага затонированная или цветная), гуашь (красная,
синяя, белила, зеленая, черная), кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Мы рисуем зимние деревья»
Теория: Знакомство с рисованием объектов и несложных сюжетов по памяти и
представлению. Понятие о пейзаже, его особенностях. Обучение выбору композиционного
решения (красивому расположению деревьев на листе бумаги), цветовой гаммы с учетом
особенностей зимнего колорита (более холодные цвета и оттенки), правильному изображению
внешнего строения деревьев, направления стволов и ветвей, их ритмом и пропорциями (величиной
ветвей по отношению к стволу).
Практика: Выполнить пейзаж «Мы рисуем зимние деревья» по памяти и представлению.
Методическое обеспечение:
Зрительный

ряд: репродукции

картин
24

(А.Пластов.

«Первый

снег»,

И.

Грабарь

«Февральская лазурь).
Материалы: листы белой и цветной бумаги, гуашь, кисти, цветные восковые мелки,
баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Весенний букет»
Теория: Знакомство с выполнением натюрморта с натуры. Понятие о пропорциях, ритме,
перспективе. Выбор цветовой гаммы. Обучение правильному расположению предметов на листе
бумаги (с учётом их соразмерности по отношению к формату), выделению композиционного
центра, изображению букета (его форме, разнообразию цветов и оттенков – весенних, солнечных,
ярких). Приёмы и способы передачи своих наблюдений, впечатлений и эмоций.
Практика: Выполнить натюрморт «Весенний букет» с натуры акварелью с помощью
цветных карандашей или цветных мелков.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: репродукции картин (А. Герасимов «Натюрморт. Полевые цветы», ВанГог «Подсолнухи).
Материалы: лист белой и цветной бумаги, карандаш, резинка, акварель, цветные
карандаши, цветные мелки, кисти, баночка с водой, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Волшебный узор»
Теория. Ознакомление с историей развития промысла и произведениями народного
декоративно-прикладного искусства Хохломы. Различия между видами хохломской росписи и
технология её выполнения. Специфика выполнения зарисовок по мотивам хохломской росписи и
её элементы: листок, ягодка, травка. Обучение приёмам рисования кистью декоративных
элементов растительного узора хохломской росписи (линии, мазки, точки). Этапы выполнения
росписи и особенности цветовой гаммы (зеленый, красный, черный, золотой цвета).
Практика: Выполнение самостоятельно составленного узора из элементов хохломской
росписи «Волшебный узор» (украшение полоски бумаги).
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: предметы домашней утвари, фотографии, плакаты с поэтапным
выполнением росписи, мультимедийные материалы.
Материалы: лист бумаги (в форме полосы), акварель или гуашь (красная, желтая, черная и
зеленая); кисти, баночка для воды, палитра, ветошь, подставка для кистей.
Занятие «Зарисовки цветов и трав»
Теория: Знакомство с особенностями декоративных композиций в живописи, графике
(классическое наследие) и декоративно-прикладном искусстве (росписи). Обучение составлению
декоративных композиций.
Практика:
а) выполнение зарисовок цветов и трав с натуры (каждый зарисовывает лежащую на столе
или прикрепленную к мольберту ветку растения);
25

б) создание декоративной композиции в карандаше на основе зарисовок.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: живые растения; книги и репродукции с изображением декоративных
композиций; образцы народной росписи.
Материалы: бумага, карандаш, ластик.
Занятие «Сказочный мир»
Теория: Декоративная композиция. Умение располагать на большом, вытянутом по
горизонтали листе бумаги мира растений, животных и людей. Составление композиции
декоративного панно. Особенности коллективной работы над ним. Этапы выполнения задания:
I этап — выполнение цветного подмалевка;
II этап — изображение на заранее прописанном фоне фантастических растений;
III этап — изображение сказочных персонажей — людей, животных (эти изображения
вклеиваются в панно).
Практика: Выполнение коллективного панно «Сказочный мир».
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: книги и репродукции произведений живописи и графики с изображением
сказочных персонажей, фантастических животных и растений.
Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти, ножницы, клей, баночка с водой, ветошь.
Занятие «Моё любимое животное»
Теория: Знакомство с анималистическим жанром. Его отличительные особенности.
Специфика изображения животного, его размера, формы и строения тела, окраски. Выразительные
возможности смешанной техники.
Практика: Выполнение в смешанной технике рисунка «Моё любимое животное» (рисунка
своего любимого домашнего животного) по памяти и представлению.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: альбомы с фотографиями животных; рисунки художников-анималистов
Е. Чарушина, В. Ватагина.
Материалы: на выбор — восковые мелки и гуашь, гуашь и пастель или тушь, перо,
палочка.
Занятие «Любимый сказочный герой»
Теория: Знакомство с элементарными пропорциями фигуры человека. Первоначальные
понятия о первом и дальнем плане. Особенности изображения фигур персонажей выбранного
литературного произведения в цвете (воинов, богатырей, всадников на конях). Размеры фигур
персонажей в зависимости от решения первого и дальнего планов. Специфика коллективной
работы над заданием.
Практика: Выполнение коллективного панно «Любимый сказочный герой» в технике
аппликации.
26

Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: произведения живописи и графики, книги по истории костюма.
Материалы: бумага, уголь, гуашь, кисти; вырезки из журналов, включающие шрифтовое
оформление (для аппликации).
Занятие «Родные летние просторы»
Теория: Понятие о технике граттаж, технология его выполнения. Особенности выполнения
на бумаге небольшого формата летнего пейзажа в технике граттаж (воскография). Этапы
выполнения работы:
а) нанесение на бумагу тонкого слоя краски (в холодной или теплой гамме);
б) натирание листа бумаги поверх краски свечой или парафином;
в) покрытие листа поверх воска слоем темной гуаши в смеси с тушью;
г) нанесение на лист рисунка пейзажа легкой линией карандаша;
д) процарапывание изображения отточенной палочкой по намеченным карандашом
линиям.
Практика: Выполнение пейзажа «Родные летние просторы» в технике граттаж.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: пейзажи И. Шишкина, Н. Крымова, П. Сезанна, В. Ван Гога.
Материалы: бумага, гуашь или акварель, восковая свеча или парафин, тушь, палочка.
Занятие «Образы насекомых, животных и растений»
Теория: Особенности создания сюжетной композиции (образов насекомых, животных,
растений в технике) в технике монотипии. Технология выполнения монотипии.
Практика: Выполнить сюжетную композицию «Образы насекомых, животных и
растений в технике монотипия.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: слайды и фотографии детских рисунков с сюжетной композицией,
выполненной в технике монотипии.
Материалы: бумага, гуашь, цветная тушь, тонкие кисти. Пластина из пластмассы или
стекла размером в лист писчей бумаги; бумага белая или слегка тонированная, лучше фактурная,
пористая; масляная краска коричневого или черного цвета; фотографический валик; шариковая
ручка или палочка для продавливания (обводки) изображения.
Занятие «Мои любимые цветы»
Теория: Техника выполнения изображения с помощью штампов или поролоновой губки.
Создание образов необыкновенных причудливых цветов (как вариант, возможно изображение
любимых животных или птиц). Технология и этапы выполнения работы. Особенности цветового
решения: избегать (на первых порах) соединения дополнительных цветов: красного с зеленым,
желтого с фиолетовым и оранжевого с синим.
Практика: Выполнить рисунок «Мои любимые цветы» в технике печати штампами или
27

поролоновой губкой.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: наглядные пособия, работы обучающихся, мультимедиа презентации.
Материалы: белая бумага, разноцветная гуашь, кусочки губки, ветошь.
Занятие «Фантастические герои»
Теория: Знакомство с техникой печати на бумаге разными материалами (тканью,
кружевом, веревками). Понятие о текстуре и фактуре. Создание образов принцев, принцесс, фей,
разбойников и др. Основные этапы работы: знакомство с различными фактурами, полученными
от прикосновения материалов к поверхности бумаги. Создание образов героев с учетом
использования выразительности фактур. Технология выполнения композиции в смешанной
технике печати с прорисовыванием отдельных деталей: лица, волос, головного убора.
Практика: Получение отпечатков с выразительными фактурами от разных материалов.
Создание композиции «Фантастические герои» в технике печати фактурными материалами или
смешанной технике.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: репродукции художников И. Билибина, А.Васнецова, наглядные пособия,
работы обучающихся
Материалы: типографская или масляная краска (обезжиренная), два фотографических
валика; бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.
Занятие «Летний пейзаж»
Теория: Понятие о технике диатипия. Технология выполнения пейзажа в технике датипия.
Этапы выполнения работы: рисунок пейзажа в карандашной технике, печать рисунка в технике
диатипия. Особенности и технология получения в композиции нескольких планов.
Практика: Создание композиции «Летний пейзаж» с несколькими планами в технике
диатипия.
Методическое обеспечение:
Зрительный ряд: мультимедиа презентации, наглядные пособия,рисунки обучающихся.
Материалы: ровная пластина из пластмассы, стекла или жести; фотовалик, муштабель
(палочка из крепкого дерева для поддержания руки в процессе рисования); краска, слегка
тонированная бумага, шариковая ручка.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».