Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 178
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
30.08.2024г.
Протокол № 01
от «30» августа 2024 г.
УТВЕРЖДЕНО:
заведующий
____________ М.В. Шарма
30.08.2024г.
Приказ № 75 от «30» августа 2024г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
«Веселый музыкант»
возраст обучающихся 3-8 лет
(срок реализации – 4 года)
Автор – составитель:
Хузина Ксения Александровна –
педагог дополнительного образования
Екатеринбург, 2024 г.
Оглавление
Целевой раздел ................................................................................................................................ 3
Пояснительная записка .................................................................................................................. 3
Цель и задачи .................................................................................................................................. 4
Принципы и подходы к формированию программы .................................................................. 4
Характеристики особенностей художественно-эстетического развития детей дошкольного
возраста ............................................................................................................................................ 5
1.5. Планируемые результаты реализациидополнительной программы .......................................... 7
2.
Содержательный раздел ................................................................................................................. 8
2.1. Учебный план образовательной деятельности с детьми 3-4 лет ............................................. 8
2.2. Учебный план образовательной деятельности с детьми 4-5 лет .............................................. 8
2.3. Учебный план образовательной деятельности с детьми 5-6 лет .............................................. 9
2.4. Учебный план образовательной деятельности с детьми 6-8 лет ............................................. 10
3.
Организационный раздел ............................................................................................................. 11
3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы ...................................... 11
3.2. Материально-техническое обеспечение ..................................................................................... 11
3.3. Дидактическое и методическое обеспечение ............................................................................. 11
Приложение 1 ......................................................................................................................................... 12
Приложение 2 ......................................................................................................................................... 13
Приложение 3 ......................................................................................................................................... 16
Приложение 4 ......................................................................................................................................... 17
Приложение 5 ......................................................................................................................................... 20
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2
1.
1.1.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Сегодня в соответствии с современной научной Концепцией дошкольного воспитания на
первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности
ребенка и раскрывающая его индивидуальные способности. В нынешнем быстро меняющемся мире
новых технологий очень важно помочь ребенку развивать свои творческие способности, раскрывать
творческий потенциал, чтобы в будущем быть реализованным. В то же время, главной ценностью
остается сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, без которого невозможно
дальнейшее успешное его развитие.
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей.
Благодаря музыке ребенок способен открывать прекрасное не только в окружающем мире, но и в
самом себе. Без музыки невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Она способна
пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей. Кроме того, музыка развивает духовные
силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без
игры исказки.
Пение в детском исполнительстве особое место занимает. Пение принадлежит к такому виду
музыкального искусства, которое можно назвать самым массовым и доступным, не зря народная
мудрость гласит: «Без песен мир тесен». Воспитательное воздействие певческого искусства очень
велико благодаря единству музыки и слова в песне и в силу самой природы естественного певческого
звучания, вызывающего сильнейшие эмоции. Пение – основной вид музыкального искусства,
которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат
правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному
звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к
выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в
условиях обучения пению.
Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для эмоционального,
музыкального общения. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению.
Дети в условиях совместного пения чувствуют себя комфортно. Создается ситуация успеха: здесь нет
проигравших, каждый нужен и важен. Кроме всего прочего, регулярные занятия пением и
театрализацией укрепляют физическое и психическое здоровье детей.
В процессе творческой коллективной деятельности детям прививаются нормы и ценности,
принятые в обществе, включая моральные инравственные ценности; происходит развитие общения и
взаимодействия
ребёнка со взрослыми и сверстниками; у детей развивается самостоятельность,
целенаправленность и саморегуляция собственных действий; происходит развитие социального и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, чувства эмпатии.
Актуальность. Многие дети любят петь и разыгрывать представления, показывать сценки. В
то же время, в рамках музыкальных занятий недостаточно времени и возможностей заниматься только
этими видами деятельности. С другой стороны, детям не хватает творческой раскрепощенности,
уверенности в своих силах, артистизма. Поэтому возникла идея создания дополнительной
общеразвивающей программывокально-театральной студии, которая бы объединила занятия вокалом
и театрализацию.
Пение, помимо всего прочего, решает еще немаловажную задачу - оздоровительнокоррекционную. Оно благотворно влияет на развитие голоса, помогает строить плавную и
непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и
гармонизацию личности.
Занятия, сочетающие в себе вокал и театрализацию, развивают творческие способности, умение
3
работать в команде, повышают уверенность в собственных силах.
При разработке ДОП использованы следующие нормативные документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273–ФЗ Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008 "Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 N30468);
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и/или безвредности для человека факторов среды обитания"
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы – от 3 лет до 8
лет.
Форма обучения – очная. Язык обучения – русский.
Объем реализации программы Продолжительность обучения – 4 года.
Объем учебной нагрузки по ДОП «Веселый музыкант» - 38 часов в год, всего по программе
предусмотрено 152 учебных часа.
1.2.
Цель и задачи
Цель программы: развитие творческого потенциала детей через занятия пением и
театрализацию.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
1.
Обучать навыкам вокального мастерства
2.
Формировать музыкально-ритмические навыки.
3.
Научить правильному дыханию.
4.
Сформировать начальные навыки актерского мастерства.
Развивающие задачи:
1.
Формирование интереса к вокальному искусству.
2.
Развитие умений петь естественным голосом, без напряжения; постепенно расширяя
диапазон.
3.
Развитие музыкального слуха, координации слуха и голоса.
4.
Развитие артистических, эмоциональных качеств у детей средствами вокальных
занятий.
5.
Развитие чистоты интонирования, четкой дикции, правильного певческого дыхания,
артикуляции.
6.
Развитие умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения
взаимодействовать, умения доводить дело до конца.
7.
Формирование певческой культуры (правильно передавать мелодию естественным
голосом, без напряжения и крика),
8.
Совершенствование вокально-хоровых навыков.
Воспитательные задачи:
1.
Воспитывать музыкальный вкус.
2. Воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности
3. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.
1.3.
Принципы и подходы к формированию программы
Вокальная педагогика учитывает, что каждый обучающийся есть неповторимая
индивидуальность, обладающая свойственными только ей психическими, вокальными и прочими
4
особенностями и требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам
их развития.
Основополагающие принципы программы:
Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
Принцип деятельностного подхода;
Принцип культуросообразности;
Принцип доступности;
Принципы системности и последовательности;
Принцип гармоничного развития личности;
Принцип гуманизации;
Принцип индивидуального подхода;
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условияхдетского сада и семьи.
1.4. Характеристики особенностей художественно-эстетического развития
детейдошкольного возраста
В возрасте 3-4 лет у ребенка происходит развитие самосознания и выделение образа «Я»
стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и
какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполняться противоречиями: он стремится к
самостоятельности, и, в то же время, не может справиться с задачей без помощи взрослого; он любит
близких, они для него очень значимы, но он не может не злиться на них из-за ограничений свободы.
По отношению к окружающим у ребенка формируется собственная внутренняя позиция,
которая характеризуется осознанием своего поведения иинтересом к миру взрослых.
Неутомимость малышей в этом возрасте проявляется в постоянной готовности к деятельности.
Ребенок уже умеет гордиться успехами своих действий, умеет критически оценить результаты своего
труда. Формируется способность к целеполаганию.
В этом возрасте ребенок может воспринимать предмет без попытки его обследования. Его
восприятие приобретает способность более полно отражать окружающую действительность.
На основе наглядно-действенного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное
мышление. Другими словами, происходит постепенный отрыв действий ребенка от конкретного
предмета, перенос ситуации в «как будто».
В 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т. е. ребенок способен лишь воссоздать
образы, почерпнутые из сказок и рассказов взрослого. Большое значение в развитии воображения
играет опыт и знания ребенка, его кругозор. Для детей этого возраста характерно смешение элементов
из различных источников, смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у
малыша, эмоционально насыщены иреальны для него.
Память дошкольника 3-4-х лет непроизвольная, характеризуется образностью. Преобладает
узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с
его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено.
Ребенок не способен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете,
он быстро переключается с одной деятельности на другую.
Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение
начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Ребенка отличает высокая речевая активность; его словарь содержитвсе части речи. Он знает
наизусть несколько стихов, потешек, песенок и с удовольствием их повторяет. Ребенок живо
интересуется окружающим, запасего представлений об окружающем непрерывно пополняется. Он
внимательно присматривается к действиям и поведению старших и подражает им. Ему свойственны
высокая эмоциональность, готовность самостоятельно воспроизводить действия и поступки,
одобряемые взрослыми.
Возраст от четырех до пяти лет – это период интенсивного развития и роста детского
организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются
познавательные и коммуникативные способности.
5
В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают:
улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется
постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник
становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные
особенности детей 4–5 лет таковы, что физическуюнагрузку нужно дозировать, чтобы она не была
чрезмерной.
Ребенок 4–5 лет всё ещё не осознаёт социальные нормы и правилаповедения, однако у него уже
начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести.
Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые
обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает
неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что ему более интересно, а бывает, что ребёнок
хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.
В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении
со взрослыми и сверстниками.детской деятельности.
Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша. Число детей, участвующих
в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Игра становится все более сложной:
она уже сюжетно- ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно.
Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и
жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками,
учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. В игре ребенок развивает
творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.
Появляются первые друзья, в группе детей начинают возникатьконкуренция и первые лидеры.
Взаимодействие с взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более
отвлеченным. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам,
и как – мальчикам. К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых
мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми,
об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные
состояния и поступки взрослых людей разного пола.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески
осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет
ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ,
поделиться своими впечатлениями, переживаниями. Речевые возрастные особенности детей 4–5 лет
позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленнозапоминать, память носит
в основном характер непроизвольного запоминания.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения
ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение
насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую.
4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к
интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему?
зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера.
С 5 лет ребёнок вступает в старший дошкольный возраст. С одной стороны, это начало
активной подготовки к школе, с другой – важнейший период формирования личности. Это возраст
идентификации со взрослыми того же пола, что и сам ребёнок. Кроме того, дети этого возраста очень
влюбчивы.
До сих пор взрослый был безоговорочным и непререкаемым авторитетом. В 5 лет появляется
критичность в оценке ребёнком взрослого. Поэтому теперь к ребёнку нужно относиться по-другому,
по-взрослому. Необходимо говорить с детьми об их планах, прежде чем решать что-то, интересоваться
мыслями, «жизнью» ребёнка.
В 5-6 лет в психике ребёнка появляются:
-произвольность психических процессов (восприятия, внимания,памяти) и поведения;
6
-изменения в образе - Я (откуда я взялся);
-особенности общения сверстников;
-всеми способами ищет внимания взрослых (даже «плохими» поступками);
-всё чаще проверяет прочность выставленных взрослыми границ (соотношение «хочу» и
«можно»);
-стремление к большей самостоятельности (самооценка);
-стремится больше быть похожим на значимого для него взрослого;
-начинает осознавать половые различия (возможна первая влюбленность);
-усиления страхов.
Возрастает произвольное внимание у дошкольников, и к 5-6 годам они всё больше
сосредоточиваются на своих мыслях и переживаниях, делают простые выводы и умозаключения. Хотя
в последнее время наблюдается устойчивая тенденция снижения произвольного внимания у детей, что
требует от педагога большей гибкости в подходах.
В этом возрасте значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению
взрослыми. Старший дошкольник включается в совместную деятельность со сверстниками, учится
согласовывать с ними свои действия, считаться с их интересами и мнением товарищей.
Дети 6-8 лет отличаются живостью восприятия, эмоциональностью,подвижностью.
С точки зрения вокальных особенностей в этом возрасте:
происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;
певческий диапазон в пределах ре – си, ре – до;
- способен петь более сложные по мелодическим и ритмическимособенностям песни;
голос становится более звонким;
отсутствие отдельных звуков в речи;
способен следить за
певческой интонацией, контролировать иисправлять неточности
своего пения;
ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы ипредложения;
певческая дикция у большинства детей правильная;
хоровое пение отличается слаженностью голосов по тембру идинамическим оттенкам.
1.5.
Планируемые результаты реализациидополнительной программы
В результате освоения дополнительной программы ребенок приобретает умения:
проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен;
петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си;
самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года;
исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы;
уверенно прохлопывать ритм простейших песен;
импровизировать голосом короткую фразу;
достаточно эмоционально передавать содержание песни;
выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета);
достаточно уверенно исполнять песню в дуэте, трио или квартете;
использовать шумовые инструменты;
двигаться на сцене, создавать образы, пользуясь различными средствами
выразительности,
выступать на сцене с другими участника коллектива.
7
2.
2.1.
Содержательный раздел
Учебный план образовательной деятельностис детьми 3-4 лет
Виды деятельности
Дыхательная,
артикуляционная
гимнастика
Распевание
Разучивание
и
исполнение песен
Рече- ритмические
игрыи упражнения,
элементарное
музицирование
Работа
над
выразительностью
мимики, движений
2.2.
Программные задачи
Учить правильному дыханию,
артикуляции
Учить брать дыхание после
вступления
и
между
музыкальными фразами
Учить чисто интонировать
мелодию;
учить
вместе
начинать и заканчивать песню;
петь с муз. сопровождением
Петь
без
напряжения,
протяжно, подвижно, легко,
отрывисто
Развивать чувство ритма
Развивать координацию
движений, выразительность,
мимику
Содержание занятий
Кол-во
уч/час
5
Дыхательные упражнения,
артикуляционная
гимнастика,самомассаж
Распевки, упражнения на
3
развитие слуха и голоса
Знакомство с новой
песней,
беседа
по
содержанию,
разучивание мелодии и
текста. Пение по руке,
пение по фразам
20
Ритмические упражнения,
элементарное
музицирование
4
Упражнения, игрытеатрализации,
инсценирование песен
ИТОГО:
6
38
Учебный план образовательной деятельностис детьми 4-5 лет
Виды деятельности
Дыхательная,
артикуляционная
гимнастика
Распевание
Разучивание и
исполнение песен
Программные задачи
Содержание занятий
Кол-во
уч/час
Учить правильному дыханию,
5
Дыхательные упражнения,
артикуляции
артикуляционная
гимнастика,самомассаж
Учить брать дыхание после Распевки, упражнения на
3
вступления
и
между развитие слуха и голоса
музыкальными фразами
с
новой
20
Учить чисто интонировать Знакомство
беседа
по
мелодию;
учить
вместе песней,
начинать и заканчивать песню; содержанию, разучивание
петь с муз. сопровождением мелодии и текста. Пение
Петь
без
напряжения, по руке, пение по фразам
протяжно, подвижно, легко,
отрывисто
8
Рече- ритмические
игрыи упражнения,
элементарное
музицирование
Азы актерского
мастерства,
сценического движения
2.3.
Развивать чувство ритма
Ритмические упражнения,
элементарное музицирование
Развивать
координацию Упражнения, игрыдвижений,
выразительность, театрализации,
мимику,артистизм
инсценирование песен,
стихов
ИТОГО:
4
6
38
Учебный план образовательной деятельности с детьми 5-6 лет
Виды
деятельности
Дыхательная,
артикуляционная
гимнастика
Распевание
Программные задачи
Учить правильному
дыханию,артикуляции
Развивать диапазон детского
голоса; - учить брать дыхание
послевступления и между
музыкальными
фразами
Разучивание и
Учить чисто интонировать
исполнение песен
мелодию в диапазоне «ре» 1
октавы,до «до» 2; учить вместе
начинать и заканчивать песню;
петь с муз. сопровождением и
без него; выразительно
исполнять песни с разным
эмоционально- образным
содержанием. Петь без
напряжения,протяжно,
подвижно, легко, отрывисто
Ритмические и рече- - развивать ритмический слух
ритмическиеигры и -осваивать навыки игры
упражнения,
намузыкальных
музицирование
инструментах
Работа над
Развивать координацию
актерским
движений,выразительность,
мастерством,
мимику, артистизм
сценическое
движение
Содержание занятий
Дыхательные упражнения,
артикуляционная гимнастика,
самомассаж
Упражнения на развитие
слуха и голоса
Кол-во
занятий
3
5
Знакомство с новой песней,
беседа по содержанию,
разучивание мелодии и
текста. пение по руке, пение
по фразам, пение мелодии на
фразы, наслоги
18
Ритмические упражнения,
музицирование на
музыкальных инструментах
5
Упражнения, игрытеатрализации,
инсценирование песен
7
ИТОГО:
38
9
2.4.
Учебный план образовательнойдеятельности с детьми 6-8 лет
Виды
Программные задачи
деятельности
Дыхательная,
Учить правильному дыханию,
артикуляционная артикуляции
гимнастика
Распевание
Развивать диапазон детского голоса;
- учить брать дыхание после
вступления и между музыкальными
фразами
Разучивание и
-учить чисто интонировать мелодиюв
исполнение
диапазоне «ре» 1 октавы, до «до» 2;
песен
учить вместе начинать и заканчивать
песню; петь с муз. сопровождением и
без него; выразительно исполнять
песни с разным эмоциональнообразным содержанием. Петь без
напряжения, протяжно, подвижно,
легко, отрывисто.
Ритмические и
- развивать ритмический слух
рече-осваивать навыки игры на
ритмические
музыкальных инструментах
игры и
упражнения,
музицировани
е
Работа над
Развивать координацию движений,
актерским
выразительность, мимику, артистизм
мастерством,
сценическое
движение
Содержание занятий
Часы
Дыхательные упражнения,
артикуляционная гимнастика,
самомассаж
Упражнения на развитие
слуха и голоса
3
Знакомство с новой песней,
беседа по содержанию,
разучивание мелодии и текста.
пение по руке, пение по фразам,
пение по руке, мелодии на
фразы, на гласныеслоги
18
Ритмические упражнения,
музицирование
5
Упражнения, игрытеатрализации, постановки,
инсценирование песен
7
ИТОГО:
5
38
10
3.
3.1.
Организационный раздел
Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы, используемые на занятиях вокально-театральной студии:
групповая;
наглядно-слуховой;
3.2.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Материально-техническое обеспечение
3.3.
Дидактическое и методическое обеспечение
подгрупповая;
индивидуальная.
Методы обучения, используемые на занятиях:
наглядно-зрительный;
репродуктивный.
Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников студии. Песни с
движениями или сюжетными действием должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем
вся остальная программа, так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято
танцевальными движениями или актерской игрой.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками повышает
исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя. Творческий отчет проводится
два раза в течение учебного года.
Наличие музыкального зала.
Фортепиано.
Акустические колонки, компьютер.
Аудиотека.
Медиатехника.
Зеркало.
Нотный материал, подборка репертуара.
Видеоматериалы, презентации.
Костюмы, атрибуты, декорации.
Музыкальные инструменты.
1.
Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Новикова Г.П.
Музыкальное воспитание дошкольников. М: АРКТИ, 2000.
2.
Т.Э.Тютюнникова. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование,
импровизация и законы бытия. Монография. – М.: УРСС, 2003.
3.
Щеткин А.В.Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 6-7 лет. –
М.: Мозаика-Минтез, 2007;
4.
Щеткин А.В.Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 5-6 лет. –
М.: Мозаика-Минтез, 2007;
5.
Ермакова И.А. «Психологические игры и упражнения для детей дошкольного и
младшего школьного возраста». - СПб: «КОРОНА- принт», 2006.
11
Приложение 1
Артикуляционные упражнения
1.
Слегка прикусить язык зубами. (4 раза)
2.
Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательнокончик языка и все,
более далеко отстоящие поверхности.
3.
Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его. (4)
4.
Сделать языком круговое движение между губами и зубами (4), то же вдругую сторону.
5.
Упереться языком в верхнюю губу. В нижнюю губу, в правую и левую щеки, пытаясь
как бы протолкнуть их насквозь.
6.
Пощелкивание языком, изменяя форму рта. Произвольно произносить более низкие или
высокие звуки – щелчки.
7.
Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим
массажем.
8.
Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев.
Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загоралось».
9.
Помассажировать пальцами челюстно-височные суставы.
Трактор.
Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность(укрепляем мышцы языка).
Стрельба.
Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергичнопроизнести к-г-к-г (укрепляем
мышцы полости глотки).
Фейерверк.
В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверкразноцветных огней.
Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ).
Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанно-глоточный аппарат,
деятельность головного мозга и снимаетстрессовые состояния).
Гудок парохода.
Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через ротсо звуком у-у-у, сложив
губы трубочкой.
Упрямый ослик.
Выбираются ослики и погонщики.
Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, ате начинают кричать йа-й-а(укрепляем связки гортани).
Плакса.
Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга).
12
Приложение 2
Дыхательная гимнастика
Комплекс для 5-6 лет
Погреемся.
Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить ихперед грудью, хлопнуть
ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз).
Мельница.
Вытянуть
руки вверх и медленно
вращать ими со звуком ж-р-р,
увеличивая скорость (6—7 раз).
Сердитый ежик.
Присесть
ниже, обхватить
голени, опустить голову, произнестизвук ф-р-р
(3—5 раз).
Лягушонок.
Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохепроизнести к-в-а-а-к.
Заблудился в лесу.
Сделать вдох, на выдохе прокричать ау-у.
Великан и карлик.
Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опуститьруки до самого пола,
глубоко выдохнув.
Комплекс для 6-7 лет
Часы.
Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз).
Ловим комара.
Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться
(4—5 раз).
Косарь.
Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х
(5—8 раз).
Трубач.
Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту
(15—20 с ).
Будильник.
Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из
стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя
движения кукушки, и произносить ку-ку.
Насос.
Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по
б—8 раз в каждую сторону).
Комплекс дыхательной гимнастики Э.М. Чарели
Гимнастика проводится стоя или сидя, при этом сохраняется осанка
–развернутые плечи, прямая спина, подобранный живот, вдох неглубокий.
Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по
ноздрям. (5)
1. Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю,закрывая ее поочередно
указательным пальцем. (5)
2. Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. (5)
3. На вдохе носом оказывать
сопротивление
воздуху,
надавливаяпальцами
13
на крылья носа. (5)
4. Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос.
5. Сделать
вдох
носом.
На
выдохе
протяжно
протянуть
звук
«ммммммммм» одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. (5)
6. Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытымносом.
7. Массаж нижней челюсти: обеими руками массажировать нижнюючелюсть по
направлению от центра к ушам.
8. Массаж горла: поочередно гладить горло то левой, то правой рукой.
9. Энергично произносить «п – б», «п – б». произношение этих звуков укрепляет мышцы языка.
10.
Энергично произносить «т – д», «т – д».
11.
Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно – глоточный
аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимаетстрессовое состояние.
Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой Основные правила: механизм действия
тренировок основан на вдохах
с различной интенсивностью и частотой. Важно активно задействовать свою
диафрагму во время занятий. Соблюдайте 4 правила:
1.
Разминка, как игра. По мнению Стрельниковой растянуто вдыхать воздух легкими —
бесполезное действие для речевого аппарата. Вдох делается внезапным, сильным, эмоциональным.
Пусть ребенок не боится странного звука, издаваемого при активном и энергичном дыхании. Для
этого предложите ему выдумать, что он находится в лесу при пожаре, что кругом дым и гарь. А еще
он должен принюхиваться к запахам, будто собака, напавшая на след. Для активного вдоха поможет
полная концентрация и искусственно вызванное чувство тревоги.
2.
Регулярность. Занятия ни в коем случае нельзя выполнять мимоходом. Это должна быть
полноценная оздоровительная зарядка для легких. В случае, если ребенку нездоровится, упражнения
все равно не стоит прекращать. Как раз в этот период они наиболее эффективны. Однако перерывы
между подходами должны быть значительно дольше.
3.
Воздушный шар. Еще одно правило Стрельниковой гласит, что во время гимнастики,
дышать важно по принципу «безучастный выдох – активный вдох». Ребенок воображает, что надувает
воздушный шарик. Каждый вдох нужно совершать на счет 2, 4, 8, 16 и т.д. Придерживайтесь темпа до
8 вдохов в минуту с паузами по 5 секунд. Такая схема позволит воздуху выходить произвольно.
4.
Секрет — в движении. Упражняться детям рекомендовано во время движения. Выдох
должен получаться произвольным, а вдох — контролируемым. Предложите малышам подышать по
данной методикево время бега трусцой, прыжка, ходьбы или зарядки. Когда делается вдох,грудная
клетка должна быть максимально сжата. При этом рот лучше немного приоткрыть для произвольных
выдохов. Многие упражнения можно выполнять стоя, лежа или сидя.
«Ладошки»
В положении стоя необходимо согнуть руки так, чтобы локти смотрелив пол. Ладошки
нужно развернуть от себя. Активный вдох делается носом,
как только сжимаются кулачки. Затем следует произвольный плавный выдох вместе с
медленным разжиманием ладоней.
«Насос»
Исходное положение — ноги на ширине плеч. Ребенок должен немногосутулиться, а его руки
свободно быть вытянуты вдоль туловища. Голову также стоит немного опустить вниз. Упражнения
начинаются с поклонов. Ребенок должен представить, что он как-будто поднимает с пола пакет,
резиновый мячик или бумажку.
При каждом наклоне важно шумно и резко вдохнуть. Выдох происходит, когда корпус тела
будет подниматься. Наиболее эффективна такая тренировка окажется для детей, страдающих
14
бронхиальной астмой и другими заболеваниями органов дыхания. Серия упражнений состоит из 48
«накачек». После каждых четырех вдохов и выдохов обязательны 10- секундные паузы.
«Погончики»
Стоя, нужно расслабить плечи, а локти слегка согнуть. Кулачки располагаются на уровне
живота. Они разжимаются каждый раз, а руки выпрямляются, когда ребенок будет наклоняться к полу.
На выдохе нужно вернуться в первоначальное положение. Важно напрячь мышцы рук и плечво
время такой тренировки, которая состоит из 12 подходов. Ребенок совершает порядка 8 вдохов и
выдохов с 5-секундными паузами.
«Объятия»
В положении стоя ребенок сгибает руки на уровне плеч. Как только совершается резкий вдох,
необходимо крепко обнять себя. При этом левую руку спрячьте под правой подмышкой, а правую
положите на противоположное плечо. Выдох делается медленно, а руки возвращаются в исходное
положение.
Выполняя «Объятия» в 32 подхода, детям нужно чередовать дыхание: 16 раз вдыхать-выдыхать
через нос и столько же через рот.
«Кошечка»
Это любимейшая тренировка для детей, которая напоминает забавные танцы. Ребенок ставит
ноги на ширине плеч, выпрямляет спину и опускает руки вдоль туловища. Он будет совершать
активные вдохи с не глубокими приседаниями. В то же время нужно поворачивать корпус тела в
сторону, а руки согнуть в локтях, имитируя позу кошечки. Каждый выдох — это
возвращение в начальную позицию. Подобное упражнение облегчит состояние пациента во
время лечения ринита, увеличенных аденоидов, заболеваний сосудов.
Движения головой
Данный подход состоит из нескольких упражнений:
Повороты головой во время шагания (на каждый поворот влевонеобходимо совершать
резкий вдох, вправо — выдох);
наклоны головой в стороны (на вдохе кладем голову на левое плечо, навыдохе — на
правое);
«малый маятник» с наклонами головы (на вдохе опускаем голову внизна грудь, на выдохе
— запрокидываем назад).
15
Приложение 3
Комплекс оздоровительных упражнений для горлаЛошадка.
Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем,
то снижаем (20—30 с).
Ворона.
Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко
каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом ( 6 – 7 раз).
Змеиный язычок.
Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6
раз).
Зевота.
Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-охо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз).
Веселые плакальщики.
Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с).
Смешинка.
Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и
произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз).
16
Приложение 4
Игры, упражнения на формирование навыков сценического движения
Разминочные упражнения.
1. Ходьба на месте. Исходное положение - стойка смирно (пятки вместе,носки врозь, руки
опущены вдоль туловища). По команде педагога: «На месте шагом марш!» дети начинают ходьбу на
месте с левой ноги. По команде: «Группа, стой!» останавливаются (раз - шаг правой ногой, два приставить левую ногу). Музыкальное сопровождение - марш в темпе 80-90 ударов метронома в
минуту. Педагог добивается четкости исполнения: дети должны начинать ходьбу с левой ноги с
одновременными движениями рук; с остановкой ног перестают двигаться и руки. Команда: «Стой!»
подается под левую ногу.
2. Выпад одной ногой вперед. Исходное положение - пятки вместе, носки врозь, руки на
поясе. На счет раз сделать выпад правой ногой вперед, правая нога согнута в колене, стопа прижата к
полу, левая нога выпрямлена иопирается в пол носком; туловище держать вертикально, руки на поясе.
На счет два выдержать паузу, на счет три, приставляя левую ногу к правой, выпрямиться; на счет
четыре выдержать паузу. Продолжать упражнение, делая выпады поочередно левой и правой ногой
(4-8 выпадов). Музыкальное сопровождение - импровизация в размере 4/4, темп 60-80 ударов
метронома вминуту.
1 комплекс упражнений
1. Ходим, как роботы, зажать тело, двигаются только отдельные некоторые части.
2.
Летаем, как прозрачные мыльные пузыри, если столкнулись – лопнули, оставив мокрый
кружочек.
3. Ходим, как деревянные куклы, у которых работают только ноги.
4. Превращаемся в резиновые надувные куклы, зверюшек. Обязательно проверять их на
«резиновость», т.е. пружинит ли тело от касания. Проверяем
«сдуваемость» – вынуть пробку.
5. Резиновые куклы передвигаются, но уже наполненные водой.
6. Летаем, как воздушные шарики, наполненные воздухом.
7. Ходим осторожно, как стеклянные игрушки.
2 комплекс «Веселая зарядка»
1. Расслабиться сидя на стуле так, чтобы казалось, что вы спите. Руки, голову, ноги
пристроить уютно и расслабить. Глазки прикрыть и тишина…
2. Не торопясь просыпаемся, потягиваемся с удовольствием, сползаем на пол и
потягиваемся, как кошки. Вспомнить, как кошки выгибают спину, вытягивают задние и передние
лапы.
3. Бегаем хаотично на четырех конечностях, как божьи коровки.
4. Крадемся, как тигры в тростнике за добычей.
5. Прыгаем, как кенгуру с детенышем в сумке.
6. Бежим, как испуганные жирафы, вытянув шею.
7. Ползем, как крокодилы за добычей.
8. Идем, как больные черепахи.
Упражнение «Скульптура».
Дети выходят по одной паре в центр, один из них – скульптор, другой –скульптура.
Скульптор придает телу нужную форму, скульптура легко поддается и фиксирует форму.
Можно отгадывать, что слеплено, можно предложить скульптуре «ожить» и подвигаться в логике
слепленного существа. Потом они меняются ролями.
Упражнение «Зеркало».
Дети в парах стоят лицом друг к другу. Один – «живой» человек,другой – отражение. Человек
17
у зеркала не торопясь совершает некоторые простые движения, зеркало – копирует их.
Упражнение «Прилипшая рука».
Одна пара двигается в центре площадки, но ведущий пытаетсяизбавиться от прилипшей к плечу
(спине, бедру, пятке) руки партнера.
Игра «Нос к носу».
Встать парами лицом к лицу, на полу установить «контрольную» линию на расстоянии
полшага, за которую нельзя заходить. Каждому ребенку сделать ручками так называемый «Нос
Буратино», т.е. большой палец одной руки приставить к своему носу, растопырить пальчики и за свой
торчащий мизинец зацепить свою вторую руку большим пальчиком. Партнеры сцепляются мизинцами
друг с другом и по команде должны начатьтянуть каждый к себе, чтобы перетянуть друг друга за
контрольную линию, не отрывая большой палец от своего носа.
Упражнение «Поднимаем тяжести».
Поднимаем невидимые тяжести. Двумя руками большой камень, тяжелую сумку, папин
портфель, штангу. При этом нужно следить за правильным напряжением в руках и теле.
Упражнение «Бросаем предметы».
Бросаем невидимые предметы: камень (куда? попал ли?), слепленный снежок, летающую
тарелку, мяч и т д.
Упражнение «Фиксация позиции со стулом».
У каждого ребенка стул и на нем он по хлопку замирает, как фотография, по хлопку
следующему – быстрая смена позиции, и так, пока их фантазия не иссякнет.
Упражнение на речедвигательную координацию.
Исходное положение - построение «стайкой», стойка смирно. Движения для правой руки: на
счет раз прямую руку вытянуть вперед; на счет два согнуть руку в локтевом суставе, поставить перед
грудью; на счет три выпрямить руку, отведя ее в сторону; на счет четыре опустить руку вниз в
исходное положение. Движения для левой руки: на счет раз отвести прямую руку в сторону; на счет
два поднять прямую руку вверх, на счет три прямую руку поставить вперед, на счет четыре опустить.
Соединить движения правой и левой рук. Выполняя движения обеими руками одновременно,
называть числа: один, два, три, четыре, пять и т. д.
Игра «Руки-ноги».
Игра развивает внимание и быстроту реакции. Хлопок - дети поднимают руки, два хлопка встают. Если руки у ребят подняты, то на одинхлопок они опускают руки, на два - садятся. Игра
повторяется, меняется темп.
Упражнение с ритмом.
Педагог делит детей на две группы. Первая группа придумывает ритмический рисунок и
начинает его воспроизводить в хлопках. Вторая группа присоединяется к первой, отхлопывая свой
ритмический рисунок.Закрепив данное задание, каждая группа делится еще на две группы. Первая
группа начинает отхлопывать свой ритмический рисунок, передает его третьей; вторая группа
передает свой ритмический рисунок четвертой группе. Сначала это простые хлопки на счет 1-2-3-4
ровно, потом можно ритм изменить.
Упражнение «Волна».
Дети строятся «стайкой». Руки вытянуты вперед, ладонями вниз, пальцы вытянуты, но не
напряжены. Медленно и свободно опускают руки,затем медленно поднимают их. Когда предплечье
начнет подниматься вверх, кисти и пальцы еще продолжают движение вниз, затем начинают
подниматься вверх до горизонтального положения. После этого движение начинается сначала.
Упражнение повторяется несколько раз.
Затем дети выполняют упражнение в следующем порядке: сначала 4 движения правой рукой,
потом 4 движения левой, затем 4 движения двумя руками по направлению вперед и 4 движения с
18
разведенными в стороны руками. В последнем случае (руки в стороны) ноги на ширине плеч. Тело
раскачивается вправо и влево, перенося тяжесть с одной ноги на другую. Кисть двигается на уровне
груди. Движение непрерывное, мягкое, плавное и медленное. Музыкальное сопровождение - вальс.
Упражнение «Морская водоросль»
Инструкция ведущего: «Представьте, что вы водоросль, растущая на морском дне ваши стопы,
являясь корнями, не могут сдвинуться с места, но голова, руки, плечи, туловище. Бедра и колени
являются стеблями водоросли и не прерывно колеблются под воздействием морского течения,
которым в данном случае являются движения рук вашего партнера. Закройте глаза и двигайтесь,
повинуясь «течению», с той же скоростью и в том же направлении. Не следует забывать, что стопы
должны быть надежной опоройи одновременной гибкой».
Партнер, который играет роль морского течения, может использовать различные виды
воздействия на второго участника, изменяя скорость и интенсивность.
Упражнение «Прилив-отлив».
Участники подражают шуму волн. Они располагаются общим кругом, лицом вовнутрь.
Начинают с небольших спокойных качаний вперед-назад. (Стоя на месте и переводя тяжесть тела с
передних частей стоп на пятки и обратно). Постепенно увеличивают амплитуду и переходят на
продвижение легкими шагами к центру – от центра. При этом движения вперед, к центру круга,
сопровождаются звуком «ш-ш-ш» и плавным выведением рук вперед,а отход – беззвучным вдохом и
отведением рук вниз. Общий рисунок выглядит как многократное попеременное сужение и
расширение круга. Постепенно исполнители увеличивают силу и амплитуду движений и «а-а»
(озвученный вдох). Достигнув кульминации, они также постепенно уменьшают амплитуду и силу
движения, пока не перейдут на спокойное понимание на месте вперед-назад (как в начале), которое
тоже затихает до полной остановки; одновременно с движением затихает звучание голосов, пока
окончательно не смолкает.
Импровизируемое движение.
Во время импровизируемого движения ребенок не интерпретирует музыку, не переводит ее на
язык пластики – он в ней просто живет несколько минут ее реального звучания – так, как может
прожить эту музыку «здесь и сейчас». Это и есть телесно-интуитивное переживание целостного
музыкального образа, спонтанный отклик на него.
Музыка предварительно не прослушивается, не анализируется – движение становится живым
восприятием музыки. Движение также не разучивается отдельно от музыки, не выполняется по частям,
отсутствует всякая его внешняя заданность. Такое движение приносит чувство высвобождения,
помогает создать внутренний психологический комфорт.
19
Приложение 5
Психо-физические особенности занятий с детьми, охрана детского голоса
В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические
особенности развития ребенка. В отличие от взрослого, голосовой аппарат ребенка очень хрупкий,
нежный и непрерывно растет в соответствии с развитием всего организма. Гортань с голосовыми
связками в 2-2,5 раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие, короткие. Звук,образовавшийся
в гортани очень слабый, он усиливается резонаторами. Различают верхний головной резонатор (полости
глотки, рта и носа) и нижний, грудной (полости трахеи и бронхов). У детей грудной резонатор слабо
развит, преобладает головной. Поэтому детский голос очень легкий, несильный, но звонкий.
Резонаторы предают звуку разную окраску. При форсировании звука вовремя пении детей
развивается неприятное, несвойственное им низкое звучание. Дети дошкольного возраста поют, как
правило, фальцетом.Фальцетное звучание лишено какой-либо насыщенности (без тембровое).
Невелик и диапазон. При правильной постановке голоса дети шести лет могут петь чисто,
свободно, звонко, примерно в пределах (до) ре 1- (до) ре 2. Прежде, чем начать обучать детей пению,
надо их познакомить с правилами пения, или певческой установкой.
Певческая установка – это правильное положение корпуса при пении, от которого в большой
степени зависит качества звука и дыхания. При обучении детей пению, надо следить за тем, как дети
сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.
Певческая установка (правила пения)
-Сидеть (стоять) ровно;
-Не сутулиться;
-Корпус и шею не напрягать;
-Голову держать прямо, не запрокидывая ее и не опуская, но без напряжения;
-Дыхание брать свободно (не брать в середине слова);
-Петь естественным голосом, избегая резкого, форсированногозвучания;
-Рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого»
звука;
30
-Нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.
Звукообразование при правильной постановке голоса должно быть звонким и легким. Для
правильного звукообразования большое значение имеет четкая работа голосового аппарата. Со
звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Учить детей петь протяжно,
напевно, вырабатывать навык кантилены. Это зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания
гласных. Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или в медленном темпе,
а также разучиваниепесен сначала в замедленном темпе.
Дикция (правильность и ясность произношения слов) формируется постепенно. Отсутствие ясной
и четкой дикции делает пение вялым и слабым. Без четкой дикции невозможно донести до слушателя
содержание исполняемого произведения. Исполнение текста должно быть четким, осмысленным,
выразительным. Надо уметь подчеркивать голосом логические ударения. Необходимо помнить, что в
пении, как и в речи, ударные гласные сохраняют логическое ударение. Для выработки навыка
выразительной дикции рекомендуется использовать: упражнения артикуляционной гимнастики,
скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки,ритмодекламации.
Основой вокально - хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, т. к. от
него зависит качество звука голоса. Навык певческого дыхания (такого, как у взрослого певца)
выработать у ребенка дошкольного возраста практически невозможно. Однако при упорной
индивидуальной работе с ребенком, можно освоить технику распределения дыхания, состоящую из 3-х
моментов, освоение которых может стать основой формирования правильной техники певческого
дыхания. Это:
1. Короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч.
2. Опора дыхания – пауза или активное торможение выдоха. (Детям объясняем: «вдохнули
воздух и задержали его в животе, как бы зафиксировали, «затормозили выдох» напряженными мышцами
живота на коротенькое время- «надули шарик»).
3. Спокойное, постепенное (без толчков) распределение дыхания при пении. (Объясняем детям:
«медленно, через рот на звук «пф» выпускаемвоздух, который вдохнули, - «сдуваем шарик»).
Дыхание тесно связано с другими элементами вокально- хоровой техники: атакой звука, дикцией,
динамикой, регистрами голоса,интонированием и т.д.
Чистота вокальной интонации - это интонационно точное воспроизведение мелодии. Чистота
интонации зависит от степени развитостимузыкального слуха и объема слуховых представлений. Для
достижения чистой интонации огромное значение имеет правильное дыхание, умениесосредоточиться на
мелодии, различать и воспроизводить голосом звуки разной высоты. В каждой возрастной группе
встречаются дети, поющие фальшиво. Одной из главных причин нечистого интонирования является
слабо развитый музыкальный слух. Для достижения чистоты интонации необходимо:
-выбирать песни, удобные по диапазону для данной группы детей; с короткими фазами, между
которыми можно брать дыхание;
-давать детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и детей;
-систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального
сопровождения;
-петь небольшими подгруппами и по одному;
-вырабатывать у детей умение себя слушать, осознавать качество своего исполнения;
-транспонировать мелодию в ту тональность, в которой детям удобно петь, и постепенно, по
полутонам, довести ее до нужного уровня.
Для достижения более высокого звучания кроме репертуарных песен можно давать детям
короткие упражнения на небольших интервалах (секунда, терция, кварта).
Процесс обучения детей пению требует элементарнойпоследовательности и систематичности (от
простого к сложному), т.е. постепенного последовательного «впевания» сначала двух, потом трех звуков
и так далее с постепенным расширением диапазона голоса.
Ансамбль - стройное, слитное пение у детей достигается постепенно. В пении хором необходимо
приучать детей слушать себя и других и сливатьсяс общим пением, следить, чтобы ни один голос не
выделялся.
Детский голос обладает особыми качествами, отличающимися от качеств голоса взрослых.
Детские голосовые связки короткие и тонкие по сравнению со связками взрослых – отсюда и особое
звучание детских голосов. Легкие у детей также очень малы по своей емкости, поэтому сила голоса
ограничена. Чрезмерно громкое пение гибельно отражается на голосовых связках детей. Малейшее
напряжение голоса приводит к тому, что он теряет необходимую легкость, приобретает неприятный
горловой характер и переходит в крик. Громкий разговор, пение, крик не только портятголосовые связки,
но и понижают слух. Нужно удерживать детей от громкогопения; следить, чтобы в повседневной жизни
дети не кричали, не визжали; непели на улице при температуре воздуха ниже +18ْ С и влажности выше
40- 60%.
Также важен репертуар, чтобы исполняемые песни были удобны для детского голоса по
диапазону, понятны по смыслу и эмоциональнойнаполненности.